Почему коллеги сваливают на вас свою работу и как это прекратить

История: Геннадий — самый опытный сотрудник в офисе. Он больше 7 лет занимает должность младшего менеджера, но без него не обходится ни один значимый проект. К нему постоянно обращаются за советом и помощью. Нашему герою льстит такая ситуация. Однако супруга Геннадия, Елена, не разделяет его энтузиазма. Она расстроена тем, что, несмотря на постоянные переработки и высокий уровень профессионализма, её мужа не повышают в должности и не прибавляют ему зарплату. Ситуация становится критической, супруги на грани развода.
Ирина Мамаева
Ирина Мамаева
психолог, журналист

⏱ 6 минут полезного чтения

Если вы узнали себя в этой истории, скорее всего, вам сложно отказывать и отвечать нет на просьбы коллег. Рассказываем, как преодолеть этот «недуг».

Разница между отзывчивостью и безотказностью

Всем нравятся отзывчивые и неравнодушные люди. Обычно они становятся сердцем коллектива, к ним идут за помощью и поддержкой. Но нередко такие добродушные сотрудники помогают другим в ущерб себе. Где же грань между добрым сердцем и патологической безотказностью?

Готовность прийти на помощь — прекрасная черта. Однако это не значит, что нужно непременно взваливать на себя чужие обязанности. Если вы идёте в кофейню и соглашаетесь захватить напитки для коллег — это проявление вежливости. Мчаться в магазин по просьбе сослуживца в разгар рабочего дня — признак неумения отказывать.

Причины безотказного поведения

● Привычка быть для всех хорошим

С детства нам внушали, что всем и всегда нужно помогать. Потому, став взрослыми, мы помогаем другим по первому зову только ради того, чтобы «не потерять лицо». Привычка помогать со временем распространяется на все сферы жизни, в том числе на работу. Так, желая произвести хорошее впечатление и зарекомендовать себя как старательного сотрудника, человек берёт на себя больше обязанностей, чем следовало бы.

Решение

Быть профессионалом своего дела и выполнять работу качественно — прекрасно. Но ключевое слово здесь «своего». Не нужно взваливать на себя чужие обязанности, чтобы героически выглядеть в глазах начальства или снискать расположение коллег. Просто делайте свою работу хорошо. И вовремя уходите из офиса, достаточно отдыхайте, добавьте в жизнь хобби и развлечения, которые будут приносить удовольствия.

● Заниженная самооценка

При заниженной самооценке сотруднику кажется, что кто-то другой сделает работу лучше. Работник постоянно переживает, что его могут уволить за малейшую провинность, и потому старается делать больше, чем положено.

Решение

Если описанная ситуация знакома вам, трезво оцените свои способности и честно ответьте на вопрос: достаточно ли вы компетентны для своей должности. Обычно недостаточно квалифицированных сотрудников отсеивают ещё на испытательном сроке. Если вы успешно его прошли, но продолжаете постоянно испытывать тревогу, оцените объективно свои навыки или попросите обратную связь у коллег или руководства. Скорее всего, страхи и опасения живут только в вашей голове и не имеют ничего общего с реальностью.

● Страх конфликта

За безотказностью сотрудника нередко стоит страх конфликта. Желание избежать негативных эмоций приводит к тому, что человек раз за разом соглашается выполнять дополнительную работу.

Решение

Важно понимать, что конфликт не равен скандалу. Выяснять отношения и переходить на личности в стенах офиса недопустимо. Но отстаивать собственные интересы и границы необходимо. Если вы понимаете, что коллеги просто пытаются переложить на вас свои задачи, не бойтесь открыто заявить об этом. Также важно знать список своих рабочих прав и обязанностей, чтобы вам не поручали задачи, которые не входят в этот перечень.

Почему важно научиться отказывать

Постоянно соглашаясь на чужие условия, вы рискуете подчинить всю свою жизнь чужой воле. Если хотите, чтобы в коллективе вас уважали, не пытайтесь всем угодить — так вы лишь заслужите славу подхалима. Желаете подняться по карьерной лестнице и занять высокую должность? Идите к цели, не берите на себя дополнительные обязанности, если они не способствуют достижению желаемого.

Когда соглашаетесь на дополнительные обязанности и переработки, вы:

  • выполняете больший объём работы за те же деньги;
  • жертвуете личной жизнью;
  • обесцениваете свой труд, раз соглашаетесь работать бесплатно;
  • идёте на поводу у бездельников или нечестного руководства.

Предупреждён, значит вооружён

Для того чтобы противостоять натиску не очень ответственных коллег, важно знать признаки того, что вас пытаются использовать. Перечислим основные факторы:

  • коллеги часто просят о разных одолжениях, но не предлагают ничего взамен;
  • сослуживцы постоянно пытаются переложить на вас часть своих обязанностей, ссылаясь на различные трудности;
  • коллеги, которые работают в компании дольше вас, пытаются внедрить принципы дедовщины — убеждают, что вы должны делать больше остальных просто потому, что устроились на работу позже;
  • на вас постоянно взваливают неоплачиваемую общественную работу под предлогом, что вы справляетесь лучше всех.

Также коллеги могут идти на явные или скрытые манипуляции. Например, стараются внушить вам чувство вины: «если отказываешься подменять, значит ты плохой»; запугивают: «не сделаешь, быстро вылетишь с работы»; манипулируют через лесть: «никто лучше тебя с этим не справится».

Учимся говорить нет

Научиться корректно отказывать, не испытывая при этом постоянного чувства вины, вам поможет алгоритм из четырёх простых шагов.

1. Наблюдайте

Обратите внимание, как люди вокруг говорят нет. Посмотрите на реакцию окружающих. Часто отказ воспринимается спокойно и не приводит к конфликту. Проанализируйте, смогли бы вы в похожей ситуации отказать?

2. Думайте о собственных желаниях

Сложно выстраивать личные границы и следовать к цели, когда эта цель не определена. Подумайте, чего вы хотите добиться в карьере в ближайшие несколько лет, составьте план. Смело отказывайтесь от всего, что не будет вести вас к цели.

3. Дайте себе время на размышление

Когда вы не уверены, что готовы согласиться на чьё-то предложение, возьмите тайм-аут. Скажите собеседнику, что вернётесь к нему с ответом через несколько часов или дней. Взвесьте все за и против и спокойно и уверенно озвучьте человеку своё решение.

4. Начните с малого

Сложно в один день поставить начальника-тирана на место и сообщить, что больше вы не намерены выполнять все его прихоти. Но гораздо проще отказать коллеге в мелкой, но неприятной вам просьбе — сделайте этот первый шаг к новому себе.

Следуем выбранной стратегии

Не исключено, что ваше первое нет произведет эффект разорвавшейся бомбы. Если до этого коллеги никогда не получали от вас отрицательный ответ, поначалу им сложно будет это принять.

Нередко и начальство не готово смириться с новым положением дел. Возможно, руководство даже станет намекать, что на ваше место быстро найдут кого-то более сговорчивого.

Чтобы оградить себя от подобной реакции, важно знать список своих трудовых обязанностей. В случае необходимости можете указывать на него коллегам или руководству, которое хочет свалить на вас чужую или сверхурочную работу.

Менять привычную линию поведения всегда непросто. Но если вы примете решение изменить ситуацию, важно придерживаться определённой стратегии:

  • продолжайте настаивать на своём раз за разом;
  • ссылайтесь на оговорённый список обязанностей и трудовой договор;
  • требуйте оплату сверхурочных часов;
  • обратитесь в HR-отдел по поводу нарушения условий труда со стороны коллег или начальства.

В самых крайних случаях единственным решением будет увольнение. Чтобы вновь не допускать старых ошибок при выборе нового места работы, сразу обращайте внимание на чётко прописанные должностные обязанности и стремитесь изначально выстраивать личные границы.

К другим статьям
;